суббота, 9 февраля 2013 г.

брачные тенденции в россии

Если в ближайшее время государственные структуры не предпримут соответствующих мер, стимулирующих зарегистрированный брак и рождение детей в браке, то количество детей, рождённых вне брака, будет увеличиваться. Этому способствует и государственная политика в сфере помощи неполным семьям, и общественное мнение, и СМИ.

Проблема незарегистрированной брачности не являлась бы проблемой сама по себе, поскольку всегда существовала определённая доля населения, проживающая в юридически не оформленных союзах, особенно в периоды действующих брачных законодательств, уравнивающих в правах зарегистрированные и незарегистрированные союзы. Однако с проблемой незарегистрированной брачности тесно переплетена более весомая проблема современности — внебрачная рождаемость. Больше всего внебрачных детей (58,4%) появляется на свет у матерей 15–17 лет. По Москве этот показатель составил 70% [4]. В России доля родившихся вне зарегистрированного брака непрерывно повышается. С 1990 по 2008 г. она увеличилась в 2 раза и составила 29,98% от общего числа рождений. Это усреднённые по стране показатели, в то же самое время в РФ существуют области, характеризующиеся весьма высокими показателями внебрачных рождений — свыше 40%. Это Ненецкий автономный округ, Республика Бурятия, Иркутская область, Агинский Бурятский автономный округ, Хабаровский край, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Пермский край, Магаданская область, Чукотский автономный округ. Более всего внебрачных рождений наблюдается в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе — 53,5% и Республике Тыва — 60,4%.

Тревожит отношение студенческой молодёжи к проживанию в незарегистрированных союзах. 87% студенток и 92% студентов вузов Москвы допускают проживание в незарегистрированных союзах, причём 25% женщин согласны с неформальными отношениями даже при наличии детей. Такой либеральный подход к браку среди молодёжи, весьма вероятно, будет способствовать дальнейшему увеличению количества незарегистрированных союзов.

Особенно велика доля незарегистрированных браков среди молодёжи 16–17 лет. Она составила 56,5% у мужчин и 53,4% у женщин. Данные Независимого института социальной политики свидетельствуют, что всё большее число «пробных союзов» не доживает до официальной регистрации. В поколении 50-х гг. рождения к возрасту 30 лет 90% мужчин и женщин заключали брак с партнёром, в поколении 70-х гг. рождения этот показатель снизился до 80%, и следует ждать его дальнейшего понижения [6].

Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. показали, что практика нерегистрируемых браков расширяется: 9,78% всех браков составляют юридически не оформленные, что составляет 9,8% у мужчин и 9,7% у женщин. Доля состоящих в незарегистрированных браках существенно различается в зависимости от возраста. Среди тех, кому 18–19 лет, этот показатель равнялся 37,6% у мужчин и 32,6% у женщин; среди 25–29-летних соответственно 15,7 и 14,2%, среди 45–49-летних — 8,3 и 7,7%.

В России люди, состоящие в незарегистрированном браке, впервые фиксировались во время микропереписи 1994 г., которая показала, что в 1994 г. в России в незарегистрированных браках состояли 6,5% мужчин и 6,7% женщин.

Вступление в брак в более зрелых возрастах, возможно, свидетельствует о более ответственном отношении к браку и рождению детей, но, возможно, является логическим завершением неформальных интимных отношений и незарегистрированных брачных союзов. В качестве доказательства выступает фактическое сближение средних возрастов вступления в первый брак и рождения первого ребёнка, так, в 2002 г. средний возраст вступления в первый брак составил 23,5 года, а средний возраст матери при рождении первого ребёнка равнялся 23,7 года [3]. В пользу данного утверждения свидетельствуют изыскания ряда учёных. Так, по исследованиям М.С. Тольца, в России 53% первенцев, рождённых в браке, были зачаты до его заключения [1].

Данная тенденция увеличения возраста вступления в первый брак вызывает несомненный интерес, поскольку брачное поведение неразрывно связано с репродуктивным поведением и откладывание брака ведёт автоматически к откладыванию рождения детей, а порой и к отказу от них, если ожидание брака слишком затянулось. Не зря исследователи отмечают изменение возрастной модели рождаемости после 1994 г., которая идёт параллельно трансформации возрастной модели брачности и характеризуется сдвигом к более старшим возрастам. Так, в 2004 г. вклад рождений у женщин моложе 25 лет в суммарный коэффициент рождаемости сократился на 15,6% и составил 45,3% по сравнению с 1993 г., когда этот же показатель составлял 60,9%. С другой стороны, в возрастной группе 30–39 лет суммарный коэффициент рождаемости составил 23,7% и был в 1,65 раза больше, чем в 1994 г. [2].

Говоря о трансформации возрастной модели брачности, то есть сдвига среднего возраста вступления в брак к более старшим возрастам, некоторые исследователи предрекают дальнейшее увеличение возраста вступления в брак. И последние статистические данные подтверждают данную гипотезу: с 2002 по 2006 г. наблюдается дальнейшее увеличение доли вступивших в брак в 25–35-летнем возрастах. Так, в 2006 г. почти половина женщин, а именно 45,7%, и 63% мужчин вступили в брак после 24 лет.

Тенденция существенного снижения среднего возраста вступления в первый брак была переломлена в 1994 г. За 9 лет с 1993 по 2002 г. средний возраст вступления в первый брак у мужчин вырос на 2,4 года и составил 26,2 года, а у женщин на 1,8 года и достиг 23,5 года.

После Великой Отечественной войны, достигнув максимума к 1950 г. (27,1 года для женщин и 29,8 года для мужчин), средний возраст вступления в первый брак в России стал снижаться. Процесс омоложения первых браков наблюдался в России вплоть до середины 90-х гг. Средний возраст вступления в первый брак у мужчин в 1975 г. составил 24,8 года, у женщин — 23,2 года. Для сравнения: в 1993 г. средний возраст вступления в первый брак у мужчин составил 23,8 года, у женщин — 21,7 лет [5]. Таким образом, брачная возрастная модель первой половины 1990-х гг. напоминала брачную модель конца XIX в. Средний возраст вступления в первый брак у мужчин в 1897 г. в европейской части империи составлял 24,2 года, у женщин — 21,4 года [7].

Одна из основных характеристик брачного движения — средний возраст вступления в брак. К концу XIX в. 85% женщин и 66% мужчин вступали в брак до 26 лет. По данным переписи населения 1926 г., средний возраст вступления в брак составлял 20,4 года у женщин и 22,4 года у мужчин. Средний возраст вступления в первый брак с середины 30-х гг. до начала войны имел тенденцию к повышению.

О перспективах брачности в России можно судить, проследив общие тенденции брачного поведения населения.

Свою роль в сложившейся ситуации играет крайне лояльная политика современного государства ко всем проявлениям брачного, репродуктивного и сексуального поведения населения. Отсутствие интереса к брачному поведению населения со стороны государства находит своё продолжение в ликвидации системы продуманного текущего статистического учёта браков и разводов в результате принятия Федерального закона «Об актах гражданского состояния» в 1997 г. Определённые сложности вызывают разногласия в определении самого понятия «брак» и форм брака в научной среде среди демографов, социологов, юристов. Помимо прочего, семейно-брачное законодательство РФ не соответствует международным нормам и создаёт юридические прецеденты при заключении трансграничных браков, и особенно при оформлении разводов и опеки над общими детьми.

Прошедший XX в. был насыщен грандиозными событиями глобального характера. Революции, две мировые войны, репрессии, смены режимов, «перестройка». Всё перечисленное оставило неизгладимый след на демографическом состоянии России. Пытаясь ликвидировать демографические провалы, советское государство неоднократно вносило изменения в семейно-брачное законодательство. Также многократно в умах советских людей менялось представление о ценностях семьи и законного брака. Юридически не оформленные отношения периодически приравнивались к юридически оформленным с точки зрения юридических последствий. Рождение детей вне официального брака то поощрялось, то подвергалось публичному осуждению, разводы то подвергались жёсткому контролю со стороны правящей партии или церкви, то становились вполне обыденным явлением. В результате в начале XXI в. на территории России сложилась весьма своеобразная модель брачного поведения, от традиционных патриархальных семей с многочисленными детьми до периодически сменяющихся незарегистрированных союзов с детьми и без детей.

Ключевые слова: брачность; разводимость; рождаемость.

В статье определены основные тенденции брачности в современной России. Прослежено влияние брачного поведения населения на сложившуюся демографическую ситуацию в стране. Даны рекомендации по совершенствованию государственной политики в области семьи и брака.

Татьяна Григорьевна Софронова — соискатель Института социально-экономических проблем народонаселения РАН

 Особенности и тенденции брачности в России

Особенности и тенденции брачности в России Номер 3_2010 Архив ini21.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий